профессия
Мотивация
119

 

в области качества. Если мы строим рынок, что же уже построили они?
Первое, что сразу вспоминается, когда речь заходит о мотивах, – это «иерархия потребностей Маслоу». Конечно, книгу Абрахама Харольда Маслоу, увидевшую свет в 1954 году, сегодня трудно отнести к передовым рубежам психологической науки. И не только за давностью лет. Практически невозможно найти работу, посвященную мотивации, в которой модель иерархии потребностей не подвергалась бы критике. Строго говоря, к сторонникам этой модели нельзя отнести и самого Маслоу. Уже предлагая свою модель, он подчеркивал, что она описывает некие общие закономерности и к конкретным людям применена быть не может. Впоследствии же он полностью отказался не только от иерархических представлений, но и вообще от идеи удовлетворения потребностей (оставив ее только для низших уровней развития личности).
Тем не менее «пирамида потребностей» сегодня занимает прочное место в ряду фундаментальных психологических концепций. Ее более или менее искаженное (модернизированное) отражение просматривается практически во всех современных подходах к проблеме. По-видимому, это связано с простотой, механистичностью и с тем, что она появилась в нужное время.
Если коротко, то идея пирамиды потребностей состоит в том, что у каждого человека имеются «первичные» (биологические) потребности, удовлетворение которых обеспечивает выживание. Но для человека они не являются самыми важными, поскольку на их базе у него формируются более «высокие» (вторичные). Чем выше вторичные потребности человека, тем больше он приближается к некому идеалу и тем дальше уходит от животного уровня. Высшие потребности значительно разнообразнее базовых. Соответственно, изучать их можно практически бесконечно и столь же бесконечно искать оптимальные способы удовлетворения.

Top-Manager < > 3|2003