118
профессия
Мотивация

Хорошо забытое старое,
или
две составляющие успеха

Советских людей отличает чувство
глубокого удовлетворения и законной гордости.
Л.И. Брежнев


 
 

Всем известно, что наши специалисты – самые специалисты в мире. Почему же мы не живем лучше всех? Раньше – понятно, раньше не было рынка. Теперь рынок есть, но все равно что-то не так. А может быть, дело не в том, что добавился рынок? Может быть, что-то исчезло?
Очевидно, исчезло многое. В частности, не наблюдается ни глубокого удовлетворения, ни законной гордости. Для того чтобы оценить тяжесть утраты, нужно понять, что скрывалось за крылатой фразой Леонида Ильича, вынесенной в эпиграф. Если перевести с партийного на русский и сузить контекст до сферы интересов предприятия, получим две характеристики персонала – удовлетворенность и вовлеченность. Действительно, ни удовлетворенности, ни вовлеченности на многих современных отечественных предприятиях не наблюдается.
С началом эпохи перемен тема удовлетворенности и вовлеченности персонала вполне сознательно была переведена на второй план: во-первых, строительство нового предполагает лишения – какая уж тут удовлетворенность; во-вторых, все сопротивляются переменам – откуда же взяться вовлеченности. И есть ли вообще утрата, если место отвлеченных понятий уверенно заняла такая понятная и практичная вещь, как «мотивация персонала»? Можно отчасти согласиться с теми, кто говорит, что удовлетворен-

 

ность достигалась отсутствием выбора, а вовлеченность часто принимала формы «имитации кипучей деятельности». Однако отсутствие выбора – не такой уж плохой управленческий аргумент (например, для градообразующих предприятий). Но что об этом в период построения рыночноориентированного общества...
Рыночная экономика, как считается, предполагает рациональные отношения. Тогда мы должны, выстраивая систему управления предприятием, выяснять, какие мотивы движут сотрудниками, с тем чтобы, используя систему поощрений и наказаний, добиваться роста производительности труда и качества работы. Аргументация выглядит правильно, но где же можно посмотреть на великолепные дворцы созидательного труда, построенные на фундаменте мотивационного подхода?
Может быть, дело не в подходе, а в том, что мы еще только строим? Можетбыть,нам«ещедень простоять, да ночь продержаться» – и все станет хорошо?Можетбыть,нокое-что смущает, например,опыт тех, кто уже построил рынок и в нем живет. Так, в новой версии международных стандартов менеджмента качества (МС ИСО серии 9000:2000) «мотивация» вообще не представлена, а «удовлетворенность» и «вовлеченность», напротив, есть. Удовлетворенность персонала рассматривается и как один из ключевых критериев европейской премии

Мы должны, выстраивая систему управления предприятием, выяснять, какие мотивы движут сотрудниками, с тем чтобы, используя систему поощрений и наказаний, добиваться роста производительности труда и качества работы.

Владимир Брандин, заместитель генерального директора консультационного центра «Качество и бизнес»

qb@qbcentre.spb.ru

Top-Manager > 3|2003