Менеджмент качества

 

В менеджменте качества не случайно употребляются два однокоренных слова: « effectriveness » и « efficiency ». Первое из них означает результативность, второе – эффективность ( см. рис.2). Разница между этими понятиями, собственно, и отражает различие подходов к разработке и внедрению СМК: подходы «для сертификации» и подходы «для построения эффективной системы». Различием подходов на этапе постановки целей разработки СМК и будет обусловлен результат, о котором написано выше: хотите получить формальную нежизнеспособную систему, пригодную только для «одноразового употребления»

 

(получение сертификата), следуйте стандарту как можно более формально, в «узком коридоре». Стандарт 9001 не содержит правила постановки целей и оценки результативности, не обращает особое внимание руководства, как стандарт 9004 («Руководство по улучшению деятельности»), на необходимость учитывать при анализе СМК данные финансовой отчетности и информацию по стратегическому планированию потребностей организации. Можно успешно пройти сертификационный аудит, только формально соблюдая требования стандарта 9001.

 
 
Рисунок 2
 
 

Все можно, если забыть, что работать над выполнением целей будут сотрудники, которые многое понимают, в том числе и то, что не говорится вслух. Если руководству нужна имитация деятельности – они будут добросовестно ее имитировать. Исходя из значительного опыта работы в СМК, уверенно утверждаю, что проблемы создания результативных систем менеджмента лежат именно в плоскости постановки целей системы и доведения этих целей до персонала. Лояльность персонала, которая является базой для долгосрочного планирования деятельности, не обеспечить методами формальной мотивации (на основе, например, формальной же игрушки – пирамиды потребностей Маслоу). На долгосрочную перспективу может рассчитывать только организация, которая в состоянии связать выполнение целей системы и оплату труда персонала, работающего над выполнением этих целей. Решение вечного вопроса, как оценить вклад в качество процесса и продукции конкретного сотрудника, зависит от того, насколько точно определены и доступно доведены до этого сотрудника цели системы, участником которой он является, и критерии результативности процесса, который он выполняет.

Поскольку не существует универсального набора процессов системы менеджмента качества (очевидно, что состав процессов, необходимых для СМК, в изрядной степени определяется политикой и целями организации), постольку не существует и стандартного набора критериев их результативности. Можно посоветовать, например, не путать функциональные задачи подразделения с целями процессов, которые оно выполняет/координирует. Так, например, не стоит считать, что критерием результативности деятельности ОТК является «количество брака» или автоматически относить претензии потребителей на деятельность цехов, выпускающих соответствующий вид продукции. Если несоответствия продукции вызваны поломкой оборудования - не выполняется критерий результативности управления оборудованием, и претензию нужно адресовать отделу главного механика; брак, связанный с выполнением операции рабочим несоответствующего разряда – это по части подбора и найма персонала, в отдел кадров.

Политика, цели и критерии выполнения целей – это основа, определяющая всю последовательность разработки и внедрения результативной системы менеджмента.

Необходимые шаги можно сформулировать следующим образом:

  • выбор стратегии организации (в том числе и стратегии построения СМК – «для себя» или «для дяди»)
 
  • установление адекватной политики
  • развертывание политики в цели организации и ее подразделений
  • определение критериев выполнения целей.

Только после этих шагов, в основном описывающих содержание функции « P » (планирование) в широко известном цикле Шухарта-Деминга (« PDCA »), стоит начинать работу над выполнением требований других разделов стандарта 9001: постановкой управления документацией, обучением внутренних аудиторов, написанием должностных инструкций и положений о подразделениях.

К сожалению, на практике, последовательность зачастую выглядит иначе. Назначается ответственный за разработку, который первый звонок делает в органы по сертификации, второй – в организации, занимающиеся обучением «основам ИСО 9000» и внутреннему аудиту, третий – в организации, уже имеющие сертификат (на предмет получения «стандартов предприятия», «процедур», «инструкций»). Подобные действия - путь к неосмысленной трате ресурсов, приводящий зачастую к разочарованности персонала в регулярном менеджменте и последующем сопротивлении любым полезным изменениям.

Такие вещи случаются, когда высшее руководство легкомысленно полагает, что создание СМК – это отдельно стоящий технический проект и делегирует свои главные права и полномочия – определять политику и цели руководимой им организации – лицу/группе лиц, не обладающих соответствующими кругозором, ресурсами и опытом. А ведь этому высшему руководству достаточно было прочитать и понять всего одну фразу из МС ИСО 9000:2000: «высшее руководство – лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности организации», т.е. устанавливающих политику и цели организации…

Успешность управления организацией и ее перспективы целиком и полностью определяются тем, как высшее руководство организации установило цели и оценило результаты применяемой им системы менеджмента. Пока цели не отражают стратегии, анализ не включает данные об удовлетворенности всех заинтересованных сторон, менеджмент осуществляется как реакция на состоявшееся несоответствие, а не как его предупреждение, короче говоря, пока игнорируется или используется не по назначению мировой опыт, аккумулированный в международных стандартах ИСО, – мы будем оказываться не там, куда стремились.

 
Business Adviser, Санкт-Петербург
19-21