Менеджмент качества

 

Не обязательно устанавливать документированную процедуру разработки, анализа и пересмотра политики и целей, но подходить к их разработке нужно всерьез. Если на входе в систему не установлены политики и цели, адекватные назначению организации, ее масштабам, стратегии, окружению, можно не сомневаться, что трата ресурсов на приобретение новых технологий и оборудования, мотивирование персонала, разработку новых видов продукции окажется в значительной степени неэффективной.

Поскольку система менеджмента является открытой и подвержена влиянию различных заинтересованных сторон, политика должна отражать баланс их интересов. С другой стороны,

 

у бизнеса есть свои специфические интересы, связанные с положением на рынке, и политика должна строиться на основе предпочтений бизнеса. Как известно, организация может воспользоваться одной из следующих трех стратегий: стратегией дальнейшего роста, стратегией удержания достигнутого положения или стратегией пожинания плодов достигнутого. Последний вариант явно не соотносится с положением на рынке большинства российских предприятий, поэтому не рассматривается. Поддержание существующей позиции связано, как правило, с постоянным неторопливым улучшением, известным как «Кайзен», стратегия роста – с реализацией улучшения по типу «Кайрио». Таким образом, источники и составляющие политики организации в области качества можно представить, как показано на рис.1.

 
 
Рисунок 1
 
 

При разработке целей в области качества, помимо упомянутого выше требования стандарта об их измеримости и согласованности, целесообразно учитывать и необходимость для целей быть гибкими, непротиворечивыми, отражать время их достижения. В зависимости от политики организации цели организации и даже одного и того же подразделения могут быть различными. В таблицах 1 и 2 приведены выдержки из

 
методического материала Центра «Качество и Бизнес», применявшегося при разработке СМК крупного деревообрабатывающего предприятия. Как видно из них, политика действительно влияет на содержание системы менеджмента качества: различные цели декомпозируются на разные тактические задачи, обеспечиваются разными ресурсами и по-своему смещают акценты в распределении полномочий и ответственности.
Табл. 1. Установление политики в зависимости от стратегии организации

ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖАНИЯ ДОСТИГНУТОГО УРОВНЯ

ПОЛИТИКА ЗАВОЕВАНИЯ НОВЫХ СЕГМЕНТОВ РЫНКА

Стабильно выпускать разнообразную, (современную), надежную (долговечную) продукцию массового ассортимента

Гибко реагировать на новые тенденции мебельного рынка и предпочтения (индивидуальных) потребителей

на основе

Современного менеджмента

Применения передового оборудования и технологий

Использования собственного сырья

Регулярного обновления модельного ряда

Стабильного состава персонала

Постоянного повышения компетентности персонала

Долговременных и прочных отношений с поставщиками

Расширения применения новых материалов

Таблица 2 "Развертывание целей организации и ее подразделений в зависимости от политики"
дана на отдельной странице
.
Правильно поставить цели недостаточно, необходимо оценивать выполнение поставленных целей, т.е. проводить оценку, как написано в стандарте, пригодности, адекватности и результативности системы. Эти требования приведены в разделе 5.6 стандарта «Анализ со стороны руководства». С одной стороны, выходные данные анализа должны включать решения и действия, относящиеся к повышению результативности системы менеджмента качества и ее процессов, а с другой стороны – потребности в ресурсах. Определять потребность без анализа, как были израсходованы ресурсы
 
анализируемого периода, вероятно, легкомысленно. Однако во входных данных для анализа информация о ресурсах не значится. Имеет ли это значение? Да, безусловно. Просто не нужно забывать, что МС ИСО 9001:2000 – это стандарт, употребляющийся при сертификации. И мы уже говорили о том, что сертификация – это эпизод в разработке и внедрении СМК. Для прохождения внешнего аудита достаточно показать, что поставленные цели выполнены. А вот для того, чтобы система заработала в интересах организации, необходимо анализировать, какой ценой выполнены эти цели.

 
Business Adviser, Санкт-Петербург
18