Менеджмент качества |
Не обязательно устанавливать документированную процедуру разработки, анализа и пересмотра политики и целей, но подходить к их разработке нужно всерьез. Если на входе в систему не установлены политики и цели, адекватные назначению организации, ее масштабам, стратегии, окружению, можно не сомневаться, что трата ресурсов на приобретение новых технологий и оборудования, мотивирование персонала, разработку новых видов продукции окажется в значительной степени неэффективной. Поскольку система менеджмента является открытой и подвержена влиянию различных заинтересованных сторон, политика должна отражать баланс их интересов. С другой стороны, |
у бизнеса есть свои специфические интересы, связанные с положением на рынке, и политика должна строиться на основе предпочтений бизнеса. Как известно, организация может воспользоваться одной из следующих трех стратегий: стратегией дальнейшего роста, стратегией удержания достигнутого положения или стратегией пожинания плодов достигнутого. Последний вариант явно не соотносится с положением на рынке большинства российских предприятий, поэтому не рассматривается. Поддержание существующей позиции связано, как правило, с постоянным неторопливым улучшением, известным как «Кайзен», стратегия роста – с реализацией улучшения по типу «Кайрио». Таким образом, источники и составляющие политики организации в области качества можно представить, как показано на рис.1. |
|||||||||||||||||
Рисунок 1 |
||||||||||||||||||
При разработке целей в области качества, помимо упомянутого выше требования стандарта об их измеримости и согласованности, целесообразно учитывать и необходимость для целей быть гибкими, непротиворечивыми, отражать время их достижения. В зависимости от политики организации цели организации и даже одного и того же подразделения могут быть различными. В таблицах 1 и 2 приведены выдержки из |
методического материала Центра «Качество и Бизнес», применявшегося при разработке СМК крупного деревообрабатывающего предприятия. Как видно из них, политика действительно влияет на содержание системы менеджмента качества: различные цели декомпозируются на разные тактические задачи, обеспечиваются разными ресурсами и по-своему смещают акценты в распределении полномочий и ответственности. |
|||||||||||||||||
Табл. 1. Установление политики в зависимости от стратегии организации |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Правильно поставить цели недостаточно, необходимо оценивать выполнение поставленных целей, т.е. проводить оценку, как написано в стандарте, пригодности, адекватности и результативности системы. Эти требования приведены в разделе 5.6 стандарта «Анализ со стороны руководства». С одной стороны, выходные данные анализа должны включать решения и действия, относящиеся к повышению результативности системы менеджмента качества и ее процессов, а с другой стороны – потребности в ресурсах. Определять потребность без анализа, как были израсходованы ресурсы |
анализируемого периода, вероятно, легкомысленно. Однако во входных данных для анализа информация о ресурсах не значится. Имеет ли это значение? Да, безусловно. Просто не нужно забывать, что МС ИСО 9001:2000 – это стандарт, употребляющийся при сертификации. И мы уже говорили о том, что сертификация – это эпизод в разработке и внедрении СМК. Для прохождения внешнего аудита достаточно показать, что поставленные цели выполнены. А вот для того, чтобы система заработала в интересах организации, необходимо анализировать, какой ценой выполнены эти цели. |
|||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Business Adviser, Санкт-Петербург |
18 |