Подбор персонала

   
— отражать цели создания СМК (в «честь кого» создается);
— примерно соответствовать организационной структуре (вряд ли стоит ломать дееспособную структуру, если в нее не вписывается наличие формальных «собственников» или "владельцев" процессов, упоминающихся в рекомендательном стандарте 9004:2000);
— быть понятной исполнителям и не вызывать у них явного раздражения;
— не противоречить требованиям стандарта ИСО 9001:2000.
Из модели вытекают и принципы документирования СМК: что документировать, в каком объеме и, особенно важно, — чьими руками.
Специалисты по качеству
Не является предметом для обсуждения тот очевидный факт, что разработку системы менеджмента всегда возглавляет первое лицо организации. Дело, конечно, не в том, что принцип «лидерства» в сегодняшних публикациях занимает почетное первое

 
или для того чтобы пройти сертификацию.
Излишний пиетет перед одним из рядовых этапов освоения стандартов ИСО — сертификацией — приводит достаточно часто к еще одному неприятному следствию: появлению попыток укомплектовать структуру «специалистами в области качества», связав это напрямую с сертификацией. Все, наверное, встречали объявления, в которых приглашаются на работу «специалисты, имеющие опыт сертификации системы качества».
Давайте задумаемся, а что означает наличие опыта сертификации системы. Как правило, этот опыт означает умение писать документированные процедуры (обычно по версии МС ИСО 1994 года, что уже не актуально) и умение взаимодействовать с аудиторами (конкретного органа по сертификации, услуги которого могут и не понадобиться больше). А как быть со знанием специфики работы данного предприятия, не только и не столько с точки зрения особенностей технологических процессов, сколько с точки зрения знания установившихся связей между подразделениями, элементов корпоративной культуры, особенностей управленческой структуры и т.п.
Конечно, менеджер по качеству — это один из центральных элементов системы менеджмента, так сказать автономная самонастраивающаяся боевая единица. Но голос этой единицы может оказаться «тоньше писка» в неразвитой инфраструктуре управления. Здесь пришла пора поговорить о том, кто является «ответственным представителем руководства по качеству».
Техники и менеджеры
В массовом сознании управление качеством (менеджмент качества) по сей день тождественно контролю качества. Возможно, имеет значение то, что по-английски «control» означает и управление, и контроль; а возможно, дело в менталитете: «доверяй, но проверяй». В любом случае в нашей стране по-прежнему контролю (или имитации такого процесса) уделяется чрезмерное внимание. Вследствие этого более чем в половине случаев, исследованных одним из российских органов по сертификации, при назначении ответственного представителя
   
место среди восьми принципов менеджмента качества. Понятно, что руководитель не только устанавливает цели, которые должна достичь система, но и распоряжается ресурсами: выделит финансовые и материальные средства для разработки и внедрения системы — будет система, не выделит — ее и не будет.
Понятно и то, что сам руководитель оперативно проблемами СМК заниматься не имеет возможности. Свои полномочия он, как правило, делегирует специализированной структуре: службе или отделу качества. Кто будет являться сотрудниками этой структуры? Это, как я уже говорила, зависит от позиции, для чего создается СМК: для того чтобы наладить современное управление
35 Бизнес Без Проблем - Персонал 1|2003