— отражать цели создания СМК (в «честь кого» создается); — примерно соответствовать организационной структуре (вряд ли стоит ломать дееспособную структуру, если в нее не вписывается наличие формальных «собственников» или "владельцев" процессов, упоминающихся в рекомендательном стандарте 9004:2000); — быть понятной исполнителям и не вызывать у них явного раздражения; — не противоречить требованиям стандарта ИСО 9001:2000. Из модели вытекают и принципы документирования СМК: что документировать, в каком объеме и, особенно важно, — чьими руками. Специалисты по качеству Не является предметом для обсуждения тот очевидный факт, что разработку системы менеджмента всегда возглавляет первое лицо организации. Дело, конечно, не в том, что принцип «лидерства» в сегодняшних публикациях занимает почетное первое |
или для того чтобы пройти сертификацию. Излишний пиетет перед одним из рядовых этапов освоения стандартов ИСО — сертификацией — приводит достаточно часто к еще одному неприятному следствию: появлению попыток укомплектовать структуру «специалистами в области качества», связав это напрямую с сертификацией. Все, наверное, встречали объявления, в которых приглашаются на работу «специалисты, имеющие опыт сертификации системы качества». Давайте задумаемся, а что означает наличие опыта сертификации системы. Как правило, этот опыт означает умение писать документированные процедуры (обычно по версии МС ИСО 1994 года, что уже не актуально) и умение взаимодействовать с аудиторами (конкретного органа по сертификации, услуги которого могут и не понадобиться больше). А как быть со знанием специфики работы данного предприятия, не только и не столько с точки зрения особенностей технологических процессов, сколько с точки зрения знания установившихся связей между подразделениями, элементов корпоративной культуры, особенностей управленческой структуры и т.п. Конечно, менеджер по качеству — это один из центральных элементов системы менеджмента, так сказать автономная самонастраивающаяся боевая единица. Но голос этой единицы может оказаться «тоньше писка» в неразвитой инфраструктуре управления. Здесь пришла пора поговорить о том, кто является «ответственным представителем руководства по качеству». Техники и менеджеры В массовом сознании управление качеством (менеджмент качества) по сей день тождественно контролю качества. Возможно, имеет значение то, что по-английски «control» означает и управление, и контроль; а возможно, дело в менталитете: «доверяй, но проверяй». В любом случае в нашей стране по-прежнему контролю (или имитации такого процесса) уделяется чрезмерное внимание. Вследствие этого более чем в половине случаев, исследованных одним из российских органов по сертификации, при назначении ответственного представителя |
|||
место среди восьми принципов менеджмента качества. Понятно, что руководитель не только устанавливает цели, которые должна достичь система, но и распоряжается ресурсами: выделит финансовые и материальные средства для разработки и внедрения системы — будет система, не выделит — ее и не будет. Понятно и то, что сам руководитель оперативно проблемами СМК заниматься не имеет возможности. Свои полномочия он, как правило, делегирует специализированной структуре: службе или отделу качества. Кто будет являться сотрудниками этой структуры? Это, как я уже говорила, зависит от позиции, для чего создается СМК: для того чтобы наладить современное управление |
35 Бизнес Без Проблем - Персонал 1|2003 |