Стратегические альтернативы

 

TQM - основа интегральной системы менеджмента

 

  С. В. Василевская  
 
В последнее время на отечественном рынке услуг по созданию и сертификации различных систем менеджмента (качества, экологического, профессио нальной безопасности, социальной ответственности и
т. д.) наблюдается интерес к разработке интегриро ванных систем менеджмента (ИСМ). Это то ли знаме нует появление новой потребности, то ли спрос на сертификацию систем менеджмента качества (СМК), соответствующих требованиям стандартов ИСО серии 9000, постепенно падает, судить не берусь. Но неко торую тревогу у меня эта ситуация вызывает, по скольку она напоминает то, что происходило три года назад, когда начали осваивать новую версию стандартов ИСО серии 9000.
Пессимистические соображения по данному вопросу и критика действий некоторых субъ-ектов рынка мною уже изложены в [1]. Одна-ко и тогда считала, и сейчас считаю, что со-держательная сторона СМК - это «головная боль» предприятия, а вовсе не органа по сер-тификации или консалтинговой фирмы. Ка-кую ценность ожидает получить предприятие, ту и получает. Если потребности и ожидания сконцентрированы на получении сертификата для того, чтобы соответ ствовать только условиям тендера или лицензирова ния, то методология, собственно, может быть какой угодно, лишь бы результативной (для получения сертификата, конечно).
А если предприятие действительно озабочено повышением качества своего менеджмента и конкурентоспособности на рынке? Тогда надо подходить к раз работке и внедрению СМК как к серьезному проекту, в котором сертифи-кационный аудит - последнее и не самое важное звено. К сожалению, на практике
 
часто происходит иначе. Распространенной является следующая позиция: разработаны шесть обязательных процедур и Руководство по качеству, значит - есть документированная СМК.
А как на самом деле разработать документированные процедуры СМК? Конечно, ориентируясь на процессный подход, под которым понимают не что иное, как «управление видами деятельности и ресурсами как процессом…». Ну, про ресурсы — это сложно. Проще начать с классификации видов деятельности, что является нормальным началом становления каждой теоретической или практической дисциплины.
Понятно, что основой ИСМ является СМК, а основа СМК — процессы. В стандарте ИСО 9001:2000 (п. 4.1) есть требование относительно их идентификации.
Давайте рассмотрим, как это происходит на практике. Конечно, многие знают о принципе Парето «80:20» и о том, что нужно выбирать ключевые, системообразующие процессы. Но почему же тогда чаще всего в качестве принципа классификации процессов выбирается оглавление стандарта ИСО 9001:2000? Да потому что так проще, особенно если сертификация и консалтинг поставлены на поток, вплоть до того, что в шести обязательных процедурах просто меняют на звание и колонтитулы документов СМК предприятия, уже прошедшего сертификацию. Но не будем о де вальвации…
Поговорим о подходе, который заключается в при своении процессам названий разделов стандарта, на пример, процесс разработки политики в области каче ства или процесс «Ответственность руководства», про-
 
     
 
Методы Менеджмента Качества 1'2005 >
33