140
отдых
Качество туристских услуг

Качественный отдых
как осознанная необходимость

Отдых сегодня не связан жестко с каким-либо временем года, однако летом мысли об отдыхе посещают практически всех.
Отдыхать хочется хорошо. Что для этого нужно и что такое “качество” в сфере туристских услуг?


Владимир Брандин, заместитель генерального директора
Консультационного центра “Качество и Бизнес” (Санкт-Петербург)
qb@qbcentre.spb.ru

 

Туристская услуга – сложная и комплексная, соответственно, и процесс ее выбора не может быть простым. Любое путешествие начинается с выбора времени, места, цены, турфирмы. Традиционно этот момент переживается как наиболее драматичный, итрадиционно же принято давать советы “как” лучше выбирать. При этом где-то в тени оста-

 

ются вопросы, “что” мы, собственно, выбираем и “зачем”. Считается, что ответы на них и так понятны. Но так ли это?
На практике к выбору туристского путешествия большинство из нас подходит так же, как к выбору, скажем, стиральной машины. Типичная стратегия покупки товара состоит из двух этапов: выбор желательного ти-

 

па и класса товара, а затем уже поиск наиболее подходящей в заданных пределах стоимости (ценового коридора). Иными словами, выбор мы осуществляем до прихода в магазин, а процесс раздумий и метаний, который мы демонстрируем продавцам, – не более чем окончательный контроль, предшествующий утверждению уже принятого решения.
По отношению к товарам данная стратегия является вполне приемлемой. Несоответствующую требованиям стиральную машину можно заменить или отремонтировать. Неудачная туристская поездка – это эквивалент двух стиральных машин, выброшенных в окно. Добавьте к выброшенным деньгам негативные эмоции (“опять обманули”), и вы увидите, что цена риска при выборе туристского путешествия несоизмеримо выше цены риска при покупке товара. Именно цена риска, а вовсе не относительно высокая стоимость туристских услуг порождает просто шекспировский накал страстей.
К тому же турфирма продает стандарт-ный, имеющийся в ее распоряжении комплекс услуг (транспорт, про-живание, питание). Для туриста же ос-

Top-Manager 6|2002 >