56 МЕНЕДЖМЕНТ

Внутренний аудит на принципах аутсорсинга:
зачем он нужен?


Статья посвящена внутреннему аудиту систем менеджмента качества, действующих в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000, его целям и задачам, а также значению внутреннего аудита для успешной работы компании. Дается сравнительный анализ деятельности внутренних и внешних аудиторов. Рассматриваются причины, по которым многие современные руководители все чаще обращаются к внутреннему аудиту, проводимому на принципах аутсорсинга.
 
 
А

В.А. Брандин
заместитель генерального директора Центра "Качество и Бизнес"
Санкт-Петербург

удит как систематический вид деятельности явился ответом на потребность оценивать работу организации в целом на соответствие тем или иным критериям. Организация, разработавшая какой-либо продукт и соответствующие виды деятельности по его выпуску, впервые выходя на рынок, должна, пусть на интуитивном уровне, сама оценить, что же у нее получилось. В этот момент организация, как «первая сторона», безусловно, дает своей деятельности положительную оценку. Это внутренний аудит в своей стихийной первоначальной форме. Одновременно с аудитом «первой стороной» появляется аудит «второй стороной». Это оценка потребителем, который всегда оценивает не только товар, но и производителя и продавца. По мере роста объемов и появления крупных потребителей (оптовых покупателей и солидных партнеров в цепочке производства) аудит «второй стороной» превращается в стандартизованную и систематическую деятельность. «Превращается», конечно, в восприятии растущей фирмы-производителя, поскольку у солидных организаций-потребителей она уже есть. Оценка потребителем иногда оказывается не такой радужной, как собственная оценка. Наблюдается расхождение между данными внутреннего и внешнего аудитов. Понятно, что и первая, и вторая сторона «тянут одеяло на себя», имея в виду прибыльность для собственной организации. Попытка нивелировать экономическую заинтересованность в результатах проверки привела в свое время к созданию органов по сертификации, предположительно компетентных, объективных и независимых. Наличие системы независимой оценки со стороны органов по сертификации и аудита «второй стороной» не снимает вопроса о степени адекватности собственной оценки, осуществляемой организацией. Позиция на рынке не может быть устойчивой, если руководство организации не имеет возможностей объективно оценить свои сильные стороны и зоны для улучшений и вынуждено ждать, когда это ясно и недвусмысленно сделает потребитель или независимый оценщик. Первым обязательным условием объективности для всех видов аудита является применение признанных критериев, способов ведения бизнеса. Возможность обеспечить это условие возникла вместе с появлением международных стандартов серии ИСО 9001. Действующая в настоящее время версия стандарта ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества – требования» [1] полностью отвечает этой потребности. Требования этого стандарта, наиболее популярного и освоенного в мире, чаще всего лежат в основе оценки, согласованной всеми сторонами аудита. Таким образом, если разные аудиторы находят несоответствие одному и тому же требованию стандарта, содержание зарегистрированного несоответствия не должно принципиально различаться. Критерии компетентности и независимости, обеспечивающие объективность оценки, определены другим международным стандартом [2], и степень соответствия им может достаточно сильно различаться в разных видах аудита.

Родившись на добровольной основе и продемонстрировав себя в качестве

Компетентность 11-12/40-41/2006