Субконтракция

 

 

дущем номере «Компаса промышленной реструктури-зации: «ни один центр не является реальной помощью для реально действующего предприятия… основной помощник для меня – телефон, мой язык, мои уши, мои ноги и колеса моего автомобиля»… От единой проблемы «найти и оценить» опять возвращаемся к встречным проблемам «достать» и сбыть»?
Во всем мире создание и внедрение систем менеджмента качества, соответствующих требованиям МС ИСО 9000 давно признано эффективным инструментом демонстрации «прозрачнос-ти управления» и, как следствие, повышения инвестиционной привлека-тельности предприятий, их позиционирования в качестве надежных партнеров. Более того, освоение международных рынков явно коррелирует с освоением международных стандартов. Так, стоило Китаю вступить в ВТО, как он очень быстро стал лидером по приросту сертифицированных СМК.
А если вернуться к историческим лидерам менеджмента качества, к Великобритании? После выступления британского консультанта Д. Крокера (тоже, кстати, приведенного в предыдущем номере журнала), я не удержалась и спросила его, что он думает о целесообразности внедрения МС ИСО на российских предприятиях. Джентльмен без запинки сказал, что ИСО – это бюрократия, и нам этого не надо. Я бы ему поверила, если бы не два «но»: на предыдущий вопрос по теме конференции («Управление в России: зачем мы нужны

 

миру?») он поведал, что в России сто сорок миллионов потребителей - … Это первое «но» - ни слова о промышленном потенциале. Второе «но»: в Великобритании на сегодня выдано ровно в 44 раза больше сертификатов, чем в России (66760 против 1517). Да и сам г-н Крокер, как честный человек, помолчав, добавил: «правда, у Вас могут попросить сертификат Ваши партнеры…» Вот именно, могут попросить и просят!
А у кого просить? Тем центрам субконтрактации, которые об этом спрашивают, не отвечают. То ли потому, что не хочется, то ли потому, что ответить нечего. А ведь есть центры, которые и не задают этот вопрос. Например, для того, чтобы зарегистри-роваться в качестве субконтрактного предприя-тия на сайте subcontract.ru достаточно заполнить анкету, указав в ней наименование предприятия, телефон, факс, почту, фамилию. Так ведь базовая информация такого рода есть и в телефонных справочни-ках, и в электронных базах данных. Дальше потенциаль-ный контрактор должен докопаться сам? Так это уже тоже проходили в виде «оценки второй стороной», то есть заказчиком. Давно известно, что механизм оценки как первой стороной (исполнителем), так и второй стороной одинаково субъективен. Для этого, собственно, и была придумана сертификация третьей стороной, объективной в силу равной удаленности и от заказчика, и от исполнителя! И вот теперь хочу вернуться к малому и среднему бизнесу. Недавно был создан Совет по поддержке

малого и среднего предпринимательства при Председателе СФ РФ, членом которого я являюсь. Очень хотелось бы, чтобы Совет нарушил сложившиеся традиции и не относился к малым предприятиям, как к бедным сироткам. Иначе все сведется, как нынче и принято, к обсуждению вопросов, как пожалеть малые предприятия и помочь им (хорошо хоть не материально) в борьбе с налоговиками, санитарами, пожарными и милицией… Но ведь примеры ужасов административного произ-вола всегда приводят в отношении предприятий торговли и общественного питания. А что же губительно для субконт-ракторов промышленных предприятий? сключительно - отсутствие внятного управления: персоналом, процессами, ресурсами, а, соответственно, и качеством выпускаемой продукции. При отсутствии управления - остается только демпинг.
Субконтрактор имеет гарантированный сбыт, ему часто оказывается помощь со стороны контрактора, он экономит ресурсы на НИОКР, на маркетинге и рекламе, поддержании незадействованного и переналадке спользующегося оборудования, переобучении персонала. Вот эти ресурсы и надо бросить на разработку и внедрение систем управления. Но поставщики развращены демпингом, он проще и понятнее. А развратили их контракторы. Например, в материале об одном из межрегиональных центров субконтрактации упомянут механизм «обратных аукционов», при которых контракт заключается с участниками, предложившими минималь-ную цену. Нет даже вежливой ссылки на то, что «среди прочих равных будет учитываться»…
Известнейший менеджер, отец японского экономического чуда, Э. Деминг еще в 1982 году в одном из 14 постулатов, приведенных в своей знаменитой книге «Качество. Продуктивность. Конкурентоспособность», призывал «прекратить практику закупок, руководствуясь только низкой ценой». Продолжу цитату в силу ее безусловной, на мой взгляд, актуальности: «Цена не имеет смысла без оценки качества товара. В основе заключения контрактов должна лежать всесторонняя оценка соответствия поставляемой продукции своему назначению, а также учет репутации поставщика. Следует стремиться к тому, чтобы взаимоотношения с каждым поставщиком строились на долговременной основе доверия и приверженности выбору».
Отдельные примеры более серьезного отношения к выбору поставщиков демонстрируют администра-

 

тивные органы при распределении госзаказа или компании со сложившимся результативным менеджментом. Вот, что написано, например, в «Положении о порядке подготовки и проведения в РАО «ЕЭС России» конкурсных и регламентированных внеконкурсных закупок товаров, работ, услуг»: «Для участия в процедурах закупок поставщики должны удовлетворять следующим квалификационным требованиям: обладать необходимыми профессиональными и техническими квалификационными данными, финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, управленческой компетентностью, опытом и репутацией, а также необходимыми трудовыми ресурсами».
А ведь все это можно было написать проще: «поставщик должен иметь сертифицированную систему менеджмента качества»… К слову, в Японии за 15 лет доля мелких и средних фирм, работающих по контракту с крупными производителями, увеличилась до 65.5 %. В США в 2002 финансовом году объем государственных заказов в секторе малого предпринимательства достигнет $42-$46 млрд. и составит не менее 23% от общего объема бюджетных расходов на поставки по контрактам правительства США. Принимая во внимание заказы администраций штатов и местных органов управления, сектор малого предпринимательства выполняет в США до 35% всех государственных контрактов. Полагаю, что российскому малому и среднему бизнесу стоит стремиться к таким же показателям, не жалуясь на свою беззащитность, а приложив старания для того, чтобы соответствовать международному уровню по качеству управления. Наши грядущие трудности, в том числе связанные со вступлением в ВТО, лежат, скорее всего, не в области технологий (это вопрос не бесспорный), а в области менеджмента (в области менеджмента качества, даже чисто по формальным показателям, – наверняка).
На мой взгляд, всемерно содействовать становлению и укреплению на российских предприятиях (независимо от их численности и организационно-правовой формы) современного менеджмента качества – одна из важнейших задач всех структур, претендующих на поддержку, содействие, информирование etс российского бизнеса.
Контактные реквизиты фирмы указаны в разделе «СПРОС/ПРЕДЛОЖЕНИЕ» - рубрика «Управленческий консалтинг»

28 КОМПАС промышленной реструктуризации 3|2004 <