ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР    
             
 

 

Две стороны треугольника

   

С.В. Василевская, Л.С. Дворкин

Субъектами рынка систем менеджмента являются организации, разрабатывающие и внедряющие системы, консультанты, оказывающие помощь организациям в их разработке и внедрении, и аудиторы, оценивающие соответствие внедренных систем требованиям стандартов. Можно сказать, что существует своеобразный треугольник по управлению процессом разработки, внедрения и оценки систем менеджмента. Взаимоотношения сторон этого треугольника — консультанта и руководителя — последовательно рассматривают В.А. Лапидус и его коллеги в полезной серии «Диалоги консультанта с руководителем компании»*. О роли, месте и вкладе двух других сторон — консультанта и аудитора сегодня — размышляют аудитор (директор «Международной службы сертификации» Л.С. Дворкин, практикующий аудитор, Москва) и консультант (директор Центра «Качество и Бизнес» С.В. Василевская, консультант, Санкт-Петербург). Этот диалог — не литературный прием, а воспроизведение реальной беседы двух специалистов со значительным стажем работы в области построения и оценки систем менеджмента, которые ищут пути повышения результативности своей деятельности и качества услуг, предоставляемых на рынке систем менеджмента.

 

Аудитор (А.): Еще один аудит успешно завершен, причем предприятия, на котором мы в очередной раз работали последовательно. Ожидал увидеть Вас на аудите. Может быть, Вы теперь считаете, что на них присутствовать необязательно?

Консультант (К.): Не было необходимости. Мы сопровождаем сертификационные аудиты, если заказчик не уверен в подготовленности своего персонала или компетентности аудиторов. Такого не наблюдалось. Кстати, не все органы по сертификации (ОС) хотят видеть консультантов при аудите.

А.: Не согласен. Если аудиторы хотят привносить добавленную ценность в систему, они должны быть заинтересованы в том, чтобы консультантам были известны результаты оценки системы, а аудиторам — результаты оценки их действий проверяемым персоналом и консультантами.

 


* Серия «Диалоги консультанта с руководителем компании» – Н. Новгород, СМЦ «Приоритет».

 

К.: Вот-вот, «должны быть» заинтересованы… Мне известно, что многие ОС не допускают присутствия консультанта на сертификационном аудите. Организации даже идут на хитрость и на время проведения аудита оформляют консультанта как своего сотрудника. Я думаю, что это связано с неуверенностью аудитора в своей компетентности.

А.: По-моему, Вы сгущаете краски. Иногда и компетентному аудитору не хочется общаться с консультантом, поскольку он уже на этапе ознакомления с документацией увидел, что консультант не очень компетентен, а тратить время аудита на споры с ним не хочется. Но Вы правильно поднимаете вопрос о компетентности аудитора. Согласно требованиям стандарта ISO 19011:2002 аудитор обязан быть компетентным и беспристрастным.

К.: Но по факту-то мы знаем, что может и не быть. Весь мир по большому счету небеспристрастен. Всегда можно объяснить отступления патриотическими чувствами, тем, что нельзя осложнять жизнь отечественным предприятиям. В результате предприятию, на котором большими буквами написано «НЕТ СИСТЕМЫ», выдается сертификат.

         
   
33 МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА 12'2005