Подбор персонала

Перспективы внедрения стандартов ИСО определяются подбором специалистов

С.В. Василевская - генеральный директор консультационного Центра "Качество и Бизнесс", Санкт-петербург

     
Система не качества, но - управления
Западный менеджмент сегодня в значительной степени основывается на философии ТQМ (Тоtаl Quality Manage-ment) и инструментах ее практической реализации, одним из которых и является новая версия МС ИСО серии 9000 («версия 2000 года»), С момента введения ее в действие многие организации накопили определенный опыт разработки и внедрения СМК, и стало возможно говорить о некоторых тенденциях освоения нового стандарта.
СМК, несмотря на сложившуюся у многих привычку делать ударение на том, что это система менеджмента качества, на самом деле является универсальной моделью менеджмента современного предприятия.
Послужившие основой для СМК принципы менеджмента качества можно не позиционировать именно как относящиеся только к качеству (кстати, и в содержании этих принципов слово «качество* не встречается ни разу). На практике эти принципы можно и нужно использовать как основу управления любой организацией, работающей в условиях рынка.
В самом деле, трудно предположить, что организация, выходя на рынок, поставила себе целью выпускать про-дукцию или оказывать услуги не качественные, а какие-то другие. Принцип «фокусирования на потребителе» - раз-ве это не универсальный принцип для сегодняшнего предприятия? А принцип «принятия решений на основе факти-ческих данных» разве не является важным для любой системы управления, не только для СМК? Полагаю, что, го-воря о системе менеджмента качества, многие просто не задумываются о том, что имеется в виду система всеобъем-лющего управления предприятием.
Возможно, дело в том, что XX век был веком узкой специализации и приучил нас к ненужной уже конкретике.
Как и в любой деятельности, которую осуществляют не автоматы, а люди, успех разработки и внедрения системы менеджмента качества (СМК) зависит от того, кто ими занимается. А правильный или неправильный подбор специалистов зависит от цели: для чего создается и внедряется система.
Международные стандарты ИСО (МС ИСО) серии 9000 являются признанным инструментом менеджмента, обеспечивающим, как принято считать, повышение целенаправленности и «прозрачности» управления, инвестиционной привлекательности предприятия,удовлетворенности потребителя и, в конечном счете, успешности организации на рынке.
МС ИСО внедряются более чем в 100 странах мира. В нашей стране, возможно, более лениво, чем в других. И добро бы, если бы дела наши (в смысле динамики) обстояли хуже, чем в Великобритании — законодательнице мод в стандартизации, — они заметно хуже, чем, например, у нашего близкого соседа Казахстана.
До недавнего времени, в силу добровольности сертификации систем менеджмента качества, соответствующих требованиям МС ИСО 9000, можно было не так уж и беспокоиться об этом. Но в связи с грядущим вступлением нашей страны в ВТО (а нас туда загоняют и, скорее всего, загонят) ситуация опасно обостряется.
Дело не только и не столько в том, что наличие сертификата фактически является «пропуском на цивилизованный международный рынок», сколько в том, что наши предприятия могут реально не выдержать конкуренции с западным менеджментом.
Именно с менеджментом, а не с технологиями.
33 Бизнес Без Проблем - Персонал 1|2003