ТРЕТИЙ МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ФЕСТИВАЛЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И МЕНЕДЖЕРОВ КАЧЕСТВА

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АУДИТ: ДОБАВЛЯЕМ ЦЕННОСТЬ НА ВХОДЕ

Светлана Валерьевна Василевская

 

Аудит как систематический вид деятельности вырос из необходимости оценивать деятельность организации на соответствие тем или иным критериям. Организация, разработавшая какой-либо продукт и соответствующие виды деятельности по его выпуску, впервые выходя на рынок, должна, пусть на интуитивном уровне, сама оценить, что же у нее получилось. В этот момент организация, как «первая сторона», безусловно, дает своей деятельности положительную оценку. По мере роста объемов возникает необходимость оценки потребителем, «второй стороной». Эта оценка уже бывает не такой радужной. Понятно, что и первая, и вторая сторона «тянут одеяло на себя», имея в виду прибыльность для собственной организации. Попытка нивелировать экономическую заинтересованность в результатах проверки привела в свое время к созданию органов по сертификации (ОС), предположительно компетентных, объективных и независимых.

 

 

Объективность для всех видов аудита обеспечивается посредством применения признанных критериев, способов ведения бизнеса, одним из которых является модель менеджмента качества, соответствующего требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000. Этот, наиболее популярный и освоенный сегодня стандарт, чаще всего лежит в основе оценки, согласованной всеми сторонами аудита. Компетентность и независимость аудита обеспечиваются сходными способами, но результаты их могут достаточно сильно различаться.

Попробуем оценить выполнение требований к аудиту для сложившихся видов аудита, наиболее часто используемых в реальной практике, по критериям независимости, объективности и компетентности, установив следующие градации:

 

В – высокая степень

С - средняя

Н – недостаточная.

При этом высокой степенью независимости будем считать полное отсутствие финансового или административного влияния, способного исказить результаты аудита. Высокой степенью компетентности – соответствие требованиям к аудиторам, предъявляемым IRCA . Высокой степенью объективности – возможность прямого сравнения с критериями МС ИСО 9001:2000.

Результаты этой, безусловно, не самой объективной, но определенно независимой оценки, представлены в таблице 1.
 
     
Табл.1 Сравнительные характеристики методов аудита

Сторона

Аудит

Обоз-
начение

Кто проводит

Степень выполнения критериев аудита

Независи-
мость

Объектив-
ность

Компетент-
ность

1

2

3

4

5

6

7

Первая

Внутренний аудит

А в

Собственные аудиторы

Н

С

С

Вторая

Аудит потребителем

А п

Специалисты потребителя

Н

С

С

Третья

Сертификационный аудит

А с

Аудиторы органа по сертификации

С

В

В

Третья

Диагностический аудит

А д

Специалисты консалтинговой фирмы

В

В

В

     

Честно говоря, разбивка на виды (столбец 1 таблицы) была проведена достаточно упрощенно. Я понимаю, что потребность в проведении внутреннего аудита на принципах аутсорсинга сегодня возникает все чаще, и это уже не совсем «первая сторона», и что диагностические аудиты органы по сертификации проводят не реже, чем консультанты. Я, хоть и неприятно это, но понимаю, что встречаются аудиторы органов по сертификации, которые не отвечают не то, что требованиям IRCA , но и требованиям здравого смысла…

Однако, даже при таком упрощенном подходе, уже видно, что ценность аудита, если рассматривать ее пока только как сумму критериев, в двух случаях выше, в двух – ниже.

Никто, наверное, не будет спорить с тем, что независимость внутреннего аудитора, ограничена административной структурой, а независимость представителя потребителя – желанием заключить

 

контракт по более низкой цене. Компетентность внешнего аудитора (представителя органа по сертификации или консультанта), как правило, выше, чем у представителя потребителя (который, возможно, лучше знает процессы, но хуже – стандарт); независимость консультанта, не обремененного мучительным выбором «дать или не дать [сертификат]…», выше, чем у аудитора ОС. Объективность аудита потребителем и внутреннего аудита несколько ниже, чем при аудите «третьей стороной», поскольку аудит «первой» и «второй» сторонами базируется на собственных процедурах, которые не всегда адекватно отражают требования МС ИСО 9001:2000. Кстати, и объективность, которая сопоставимо высока у консультанта, и у аудитора, все же различается, потому что тщательное объективирование несоответствия аудитором ОС, в общем-то никто специально не отметит, а консультант старается дать максимально точное определение, поскольку фактически формулирует себе же техническое задание для дальнейшей работы.

 
1